Китеж — город-сказка27 февраля 2015 года исполнилось 135 лет со дня рождения известного русского прозаика, драматурга, публициста, уроженца города Ставрополя, воспитанника Ставропольской духовной семинарии Ильи Дмитриевича Сургучева, жизнь и деятельность которого заслуживают пристального внимания и доброй памяти соотечественников. Ставрополье, родной, любимый город Ставрополь всегда были источником вдохновения для писателя.

В рамках цикла  «Литературное созвездие Ставрополья» в библиотеке-филиале № 1 прошло мероприятие – приглашение к диалогу «Читаем, обсуждаем… Илья Сургучев. «Китеж» – город сказка». Рассуждать о творчестве И.Д. Сургучева были приглашены учащиеся лицея № 14.

Первые рассказы Сургучев опубликовал в ставропольской газете «Северный Кавказ»,  запечатлел жизнь русского провинциального общества, описал быт и нравы родной стороны конца 19 — начала 20 веков. Начав свою писательскую деятельность с рассказов о Ставрополе, Сургучёв и в конце своего большого пути  вновь обращается к образу родного города. Лучшими произведениями Ильи Дмитриевича о Ставрополе являются такие, как «Северный Кавказ» и «Китеж», последний привет стареющего писателя любимому городу. Это литературный памятник, значение которого трудно переоценить.

«Китеж» был напечатан в журнале «Возрождение» в 1956 году.

Библиотекарь рассказала ребятам, чем  же привлекает к себе творчество писателя.

Прежде всего это  умение рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, живописно.

Читателям  был задан вопрос: «Какое впечатление произвёл на вас «Китеж»? Что вы можете сказать о личности автора?». Ответы были следующими:

— «Китеж» требует медленного, вдумчивого чтения. Неподготовленному читателю трудно воспринимать текст, переполненный цитатами из церковной литературы. Для понимания прочитанного необходимы краеведческие, исторические знания»;

— «Это характеризует автора, как человека грамотного, эрудированного, хорошо знающего материал, требовательного к читателю, любящего родной город»;

— «Рассказ заставляет задуматься о нашей жизни, о том, что с нами происходит; люди перестали по-настоящему любить землю, перестали быть умными заботливыми хозяевами на ней»;

— «Плохо помним историю, какого мы рода-племени, и, как следствие, духовно вырождается   человек».

Да, это произведение раскрывает нам мир культурного понимания, восприятия и переживания того, что для глубокого человека является, как правило, самым заветным  – его корней, его Родины, где лежат «родительские гробы». И.Д. Сургучёв воспел Ставрополь так, что это переживание стало культурным событием, значимым не только для нас, прочитавших «Китеж», но и для Европы, по-настоящему открывшей для себя, что именуется Северным Кавказом.

А название рассказа связано с легендой о Китеже…

Тема и идея произведения – это детские впечатления И.Д. Сургучёва о своём родном городе и ностальгические размышления автора об истоках и осмысление своего места в мире.

«Китеж» написан в жанре художественный очерка.

Учащиеся высказали мнение, что автор и есть действующее лицо своего произведения, ведь повествование тесно переплетается с детскими впечатлениями о доме на Ясеновской, великом празднике Пасхе, любимых местах родного города. За этими впечатлениями стоит уже взрослое, переосмысленное знание преданий, нравов и традиций Ставрополья.

Чтобы более четко понять, какими чувствами проникнуты строки о Ставрополе, были зачитаны два отрывка:

«Тяжело и больно – и в эту минуту, такой затерянный и такой от всего родного отрешённый, я хочу хоть через эти печальные столбцы, хоть мысленно, хоть прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле».

«И в этом очаровательном северокавказском городе нет теперь ни одного человека, носящего моё имя». «И в светлую заутреню …не будет ни одного человека, принадлежащего к нашей семье». «Яснее всего ощущение общности и торжественности с землёй, из которой взят и в которую неминуемо отойдёшь». И тут понимаешь, что эти строки проникнуты теплом и любовью, щемящим чувством ностальгии…

И.Д. Сургучёв, называя свой город, использует перифразу, заменяя имя собственное на словосочетания «город с гордым греческим именем», «очаровательный северокавказский город», «мой Китеж».

Илья Дмитриевич даёт панорамное изображение Ставрополя. Он называет город «акварельным»: «ясны, как на карте, линии его улиц, бульваров и площадей». Читатель слышит перезвон колоколов, чувствует особый холодок пасхального утра. Сургучёв знакомит нас с жителями города. Автор упоминает имена людей, которые работали во имя благосостояния, повседневного благополучия, красоты и процветания города: купцы Чепелевы, Нестеровы, Волобуевы… О купцах Сургучёв пишет с юмором, называя их «выжигами, сквалыгами, алтынниками», подтверждая эти эпитеты анекдотом об обеде великого князя. Но за доброй усмешкой – благодарность людям, которые в предгорьях Северного Кавказа свили «тёплое… российское гнездо». Именно они создали неповторимый облик Ставрополя.

И главный вопрос: «Почему образ Ставрополя занимает центральное место в очерке «Китеж»?».

Это связано с внутренней потребностью И.Д. Сургучёва обратиться к своим истокам. Вдали от России писатель особенно остро ощущает связь сродной землёй. Китеж Ильи Дмитриевича не затонул. Он жив, пока есть люди, которые помнят о своих корнях. И эта историческая память народа не даст погибнуть России во времена войн и революций.

В заключении хотелось донести до ребят, что произведения выдающегося ставропольского писателя Ильи Дмитриевича Сургучева возвратились к читателям всего несколько десятилетий назад. Его имя было вычеркнуто из истории г. Ставрополя, региона, из русской литературы; названия его рассказов, повестей, пьес запрещалось упоминать даже в энциклопедических изданиях. Большинству любителей русской словесности творчество Ильи Сургучева и сегодня мало известно. Так давайте отдадим дань памяти И.Д. Сургучеву – это осмысливание огромного творческого наследия выдающегося писателя, жизнью и творчеством связанного с Кавказом.

 

Мамедова О.А.