«Золотым веком русской поэзии» называют первую треть XIX века. Это время стремительного взлета и расцвета русской литературы. Даже более-менее полное перечисление имен тех, чей талант раскрылся в то время, займет слишком много времени. Но, каждому из них, славных представителей «золотого века», нашлось место на книжной выставке «Золотой век русской поэзии».
Выставка условно разделена на два блока. Первый из них — «Созвездие юбиляров», посвящен персоналиям юбиляров 2015 года и литературоведческим изысканиям об их творчестве. Недооцененный Афанасий Фет (Шеншин) — тончайший лирик, ничуть не уступающий «Русскому Байрону» — Лермонтову! А Федор Тютчев! Написавший не так много, будучи учеником и последователем Пушкина и став, в свою очередь, учителем для последующих поколений поэтов, Тютчев создал высокие образцы философской лирики. Следует особо заметить, что Федор Иванович, практически не употреблявший в повседневной жизни русскую речь, и даже писавший публицистику на французском языке, стихи писал исключительно на родном, русском. В 1837 году, когда умирает Пушкин, пожалуй, Тютчев становится последним настоящим поэтом «золотого века». Поэт Е. Баратынский никогда не ставил никаких знаков препинания, кроме запятых, в своих произведениях, и, как говорят, до того был слаб в грамматике, что однажды спросил А. Дельвига в серьёзном разговоре: «Что ты называешь родительским падежом?» Баратынский присылал Дельвигу свои стихи для напечатания, и тот всегда поручал своей жене их переписывать; а когда она спрашивала, много ли ей писать, говорил: «Пиши только до точки». А точки нигде не было, и даже в конце произведения стояла запятая! Обо всем этом и многом другом, смогут узнать все пытливые и любознательные, посетившие библиотеку и обратившие свой взор к данной выставке.
Второй блок «Поэты пушкинской поры», посвящен Пушкину и, знаменитым и не очень, поэтам пушкинской плеяды. Все последующие за Пушкиным русские поэты, каждый по-своему, продолжают разрабатывать темы и направления, намеченные нашим гением словесности. Это романтическая, психологическая лирика, представленная Жуковским, а затем Козловым. Это философская поэзия Веневитинова. Это — неоклассицизм, продолжение античных традиций в лице Батюшкова, Гнедича, Дельвига. Это поэты ярко выраженного гражданственного направления и, прежде всего, поэты-декабристы Рылеев, Кюхельбекер, ранний Языков. И, наконец, поэты, сумевшие сплавить романтизм с реализмом и гражданственностью — Денис Давыдов и Вяземский.
Все они, за исключением Пушкина, Державина, Фета и Тютчева — уже полузабыты нашими современниками и потеряли власть над умами литературной молодежи. Выставка призвана напомнить читателям и посетителям библиотеки о представителях эпохи золотого века русской поэзии, их замечательном, полном чувств и личных переживаний творчестве!